Политический PR

Public Relations имеет отношение не только к медийным персонам, а реклама – не только к бизнесу. Политическая сфера активно использует пиар, привлекая технологии из арсенала PR-компаний. Как и в коммерческой деятельности, методы воздействия на аудиторию не всегда бывают этичными (и даже законными). Тем не менее выстроить грамотную стратегию, оставаясь в правовом и моральном поле, можно и здесь.

Что такое политический PR и когда он появился?

Фото статьи 1

Впервые термин «Public Relations» сформулировал Томас Джефферсон, употребивший его в своем обращении к конгрессу в 1807 году. Однако активное развитие в политике PR получил гораздо позже. Родоначальником направления считают агента по рекламе Джона Шнайдера, описавшего методы управления общественностью в своем романе «Золотая дудка». Именно в этот период – в середине 20 века – у американских политиков появились советники по пиару, а инструменты управления электоратом стали использоваться профессионально.

В российской политике PR-технологии получили распространение только в 90-е гг. 20 века. Первым примером успешной кампании в этой области считается референдум 1993 года, где формула «Да-да-нет-да» принесла победу демократам. Впоследствии методы управления массами стали изощреннее и разнообразнее. Современный пиар в политике – это не только создание благоприятного имиджа партий и персон, но и работа с репутацией страны – как внутри нее, так и на мировой арене. И он все больше приобретает глобальный характер.

Если говорить о политическом пиаре в общем смысле, то это комплекс мероприятий, направленных на формирование определенного общественного мнения, влияющих на принятие решений, способствующих достижению целей влиятельной группы людей. Тем не менее понятие чаще всего употребляют именно в контексте избирательных кампаний, что подразумевает продвижение конкретного кандидата (партии). А уже методы на этом пути могут использоваться самые разные.

Технологии, инструменты и приемы политического PR

Фото статьи 2

Прежде всего стоит разграничить черный и белый пиар. Первый может нарушать не только моральные нормы, но и противоречить законам государства. И если огласка компромата находится где-то в «серой» зоне, то распространение клеветы с целью опорочить конкурента является откровенно аморальным и противозаконным.

К сомнительным с точки зрения этики, но допустимым с политической точки зрения PR-методам относят:

  1. Имитацию поддержки (создаются общественные группы или объединения, якобы поддерживающие кандидата).
  2. Искусственное столкновение партий (используются подставные лица и вымышленные события, чтобы имитировать конкуренцию).
  3. Формирование имиджа аутсайдера и победителя (создается эффект ложной популярности в отношении кандидата).
  4. Гипертрофированный позитив (положительные факты раздуваются, негативные замалчиваются).
  5. «Выбор без выбора» (формируется восприятие ситуации как безвыходной, с одним благоприятным решением).
  6. Жанр абсурда (запускается нелепая информация, призванная воздействовать на определенные группы населения).

В свою очередь белый PR опирается исключительно на честные методы, находящиеся в правовом и моральном поле. Его суть сводится к формированию позитивного мнения о конкретной организации (персоне) без очернения конкурента или искажения фактов, путем подчеркивания общественно полезных достижений и положительных сторон кандидата, популяризации продвигаемых идей. Какие техники и приемы могут применяться?

  1. Рекламные предвыборные кампании.
  2. Опросы и исследования общественного мнения.
  3. Обнародование выигрышных фактов биографии.
  4. Организация встреч с потенциальными избирателями.
  5. Создание репутации социально ответственного лица.
  6. Проведение длительных переговоров.

Для распространения информации политический пиар использует средства наглядной агитации: листовки, плакаты, баннеры, публикации в СМИ, спецвыпуски на телевидении, участие в ток-шоу, запоминающиеся слоганы. Популярным методом продвижения является спичрайтинг – профессиональное написание текстов для выступлений на публике, а также консалтинг по их организации. Эти и другие услуги для привлечения электората предоставляют агентства по управлению репутацией.

В свою очередь коммуникации с потенциальными избирателями организовываются на разных уровнях. Это могут быть встречи с работниками местных компаний, жителями города или региона, прямые линии, мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями, пресс-конференции. Как правило, они предполагают обратную связь с аудиторией, что укрепляет позиции спикера.

Политический PR и реклама: как связаны и чем отличаются?

Фото статьи 3

Одним из инструментов борьбы за голоса избирателей является реклама. Ее цель в политике заключается в формировании положительного отношения к продвигаемому лицу (организации, идее, инициативе) и влиянии на поведение общественности. Она призвана в легкой для понимания форме донести до избирателей содержание предвыборных программ, настроить на поддержку кандидата, сформировать желаемые политические установки.

В зависимости от объекта, к которому нужно привлечь внимание, такая реклама может быть направлена на популяризацию:

  1. политического деятеля (позиционирует личность, налаживает связи между кандидатом и общественностью, выполняет коммуникационную функцию);
  2. идеи или концепции (продвигается определенная система взглядов, за счет чего реализуется идеологическая функция);
  3. политического проекта (доносится информация об агитационной программе кандидата или партии, что отражает информационную функцию).

Наибольший интерес у электората вызывают люди, а не партии или идеи, поэтому пиар в политике, как правило, носит личностно ориентированный характер. Часто роль аккумулятора внимания играет сильная медийная персона: спортсмен, политик, звезда шоу-бизнеса. Ее задача состоит в повышении лояльности общественности к продвигаемым концепциям, кандидатам или объединениям.

В чем отличие между PR и рекламой в политической сфере?

Близость двух понятий побуждает поставить между ними знак равенства. Но это неправильный подход. Реклама в политике не является синонимом пиара, хотя тесно с ним связана. Можно сказать, что PR – более широкое понятие. По сути это постоянный диалог с общественностью, который не ограничивается избирательной кампанией, а поддерживается непрерывно.

В свою очередь реклама используется политиками для достижения конкретных целей и задач. Чаще всего она реализуется через СМИ и проводится в предвыборный период. Ее масштаб зависит от бюджета, выделенного на проведение мероприятий по продвижению. Соответственно средства могут привлекаться разные: от уличных растяжек и расклейки объявлений до интерактивных носителей и телевизионных роликов.

Создание такой рекламы производится в несколько этапов:

  1. Исследование рынка, анализ, поиск и изучение целевой группы (электората).
  2. Выбор вида рекламной кампании (география охвата, масштаб, инструменты).
  3. Разработка концепции (наступательная, оборонительная, агрессивная, вселяющая чувство надежды, ориентированная на перемены и т. д.).
  4. Создание медиаплана, размещение материалов на рекламных носителях.
  5. Реализация рекламной кампании с применением обратной связи для электората.

Политический пиар – это эффективное средство управления общественным сознанием, используемое для разных целей: продвижения определенной идеологии, привлечения избирателей, формирования позитивного имиджа партий и персон, распространения желаемых установок. Сделать его работающим инструментом позволяет продуманная стратегия, которую готово разработать агентство по управлению репутацией «Remake».

Закажи бесплатный аудит репутации

Другие интересные статьи

Предыдущая Как восстановить репутацию компании Следущая Как правильно оставить отзыв о компании